Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Адаптация – это процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к условиям этой среды (социальному окружению, режим дня, нормам и правилам поведения и т.д.) Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, но еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
С приходом в детский сад изменяется и социальное положение, ребенка. В семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей, чаще всего с членами семьи. В дошкольном учреждении он становится членом детского коллектива, равным среди других детей. В связи с этим ребенку необходимо психологически перестроиться, изменить свое поведение, вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Всё это приводит к нарушениям сложившихся стереотипов в деятельности и поведении ребенка, требует биологической и социальной адаптации к новым условиям.
Под биологической адаптацией в узком смысле понимается перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая целесообразное приспособление к новым условиям жизни. Эта перестройка осуществляется на основе врожденных механизмов. Уже новорожденный ребенок быстро приспосабливается к условиям жизни, которые специально создаются в семье после его рождения.
Биологическая перестройка происходит и в период первоначального пребывания ребенка в детском учреждении. Он должен привыкнуть к новому воздушному и световому режиму, установленному распорядку дня, к изменению в питании.
Наряду с биологической, осуществляется и социальная адаптация, т.е. способность изменить своё поведение в зависимости от новых социальных условий.

Период адаптации – тяжёлое время для ребёнка, его родителей и персонала группы.
В период привыкания могут быть обнаружены следующие нарушения:

· Снижается или вовсе пропадает аппетит.
· Может быть нарушен как дневной, так и ночной сон.
· Забываются умения, полученные дома. Малыш перестанет самостоятельно переодеваться, готовиться ко сну, умываться, кушать ложкой.
· Откатываются назад речевые навыки. Если раньше в активном словаре присутствовали сложные слова, то в стрессовой ситуации они могут пропасть.
· Снижается иммунитет, велик риск подхватить простуду.
· Происходит дисбаланс активности. Движения ребенка могут стать как медленными и апатичными, так и гиперактивными, чересчур резкими.
· Проявляется зажатость в поведении, нежелание делиться переживаниями: ранее общительные детки могут стать молчаливыми.
· Нарушается эмоциональный фон. Поход в садик может вызвать новые чувства: гнев, возбуждение, раздражение.

Все эти изменения не зависят от прихоти малыша, каждый переживает по-своему, поэтому взрослые могут только поддержать свое чадо и помочь ему заблаговременно адаптироваться.
В среднем адаптация у детей раннего возраста длиться 2-3 недели. В детском саду дети болеют чаще, чем дома. Это и понятно т.к. в группе может быть заболевший ребёнок, который становиться источником инфекций для других детей. В период адаптации возможность заболевания ребёнка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.
Большие трудности в этот период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, причины, тормозящие образованию у малыша умений контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые, дни он будет негативно относиться к воспитателям и няне.
Плохо приспосабливаются дети к коллективной жизни, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя».
Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего, необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду.
В первые дни лучше оставлять ребёнка на 1-2 часа увеличивая постепенно время пребывания до обеда, до полдника, а затем и до вечера. Чем быстрее ребёнок почувствует доверие к воспитателям, няне, установит контакт с ними, тем спокойнее он перенесёт перемены в своей жизни разлуку с вами.
Ваше вежливое и приветливое отношение к воспитателям расположит ребёнка к общению с ними.
Выработка единых требований к поведению ребёнка, в детском саду и дома важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Психолого-педагогическими условиями успешной адаптации должны стать:

Организация процесса адаптации, включающая: правильно организованный приём детей, создание эмоционально — благоприятной атмосферы в группе, работа с семьёй, организацию предметно-развивающей среды и игровой деятельности. Индивидуально-личностный подход в воспитании и обучении детей с учетом всех действующих факторов адаптации.

Критериями успешной адаптации считаются:

Внутренний комфорт, заключающийся в эмоциональной удовлетворённости; внешняя адекватность поведения, которая заключается в способности легко и точно выполнять новые требования.

Готовим ребенка к детскому саду!

Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть соседский двор, парк, центр города, просто прогулка пешком. Не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом. Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать. Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок. Заранее узнайте все моменты в режиме дня в детском саду и введите их в режим дня ребенка дома. Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания. Планируйте свой отпуск или выход на работу так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день. Недопустимо угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание. Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.

Как вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать детский сад?

Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы. Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома. Ежедневно общайтесь с воспитателем, пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка. Настраивайте ребенка на положительный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадите его ослабленную нервную систему. На время можно прекратить походы в цирк, в театр, в гости; сократите просмотр телевизионных передач. Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите нервную систему ребенка! Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему, и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и приемы! Внимание- никогда не пугайте ребенка детским садом! Подготовьте к садику себя. И еще один очень важный момент, про который, тем не менее, часто забывают. Дети очень тонко чувствуют настроение родителей. Если мама боится оставлять ребенка в садике, естественно, ребенок будет бояться там оставаться. Если вы хотите, чтобы ребенок поверил, что ему в садике ничего не угрожает – поверьте в это сами!

В заключении хочется еще раз отметить, что длительность периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединиться с игрушками; шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет сам есть, раздеваться то делает это медленно, отстает от всех. Все это откладывает свой отпечаток на его отношения с окружающим. Такому ребенку необходим более длительный срок на период адаптации. Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, нужно в комплексе использовать различные адаптационные методики приемы. Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. В нашей группе созданы такие условия, игровая деятельность как в индивидуальной, так и групповой форме, в первую очередь, направленная на знакомство и сплочение детей друг с другом и воспитателем. Элементы телесной терапии: объятия, поглаживания, игры на коленках, пальчиковые игры. Утренний прием детей в группу, у нас традиция «обнимашки». Коллективные и подвижные игры: «Пузырь», «Зайка», «Мишка» и т.д., формируют эмоциональный контакт, доверие детей к воспитателю, а также развивают координацию движения, переключают внимание, удовлетворяет потребность малышей в движении. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем, такие игры, как «Детская дискотека» слушание детских песен, музыкальное сопровождение с диско шаром, благоприятно способствует хорошему настроению деток. Игровые ситуации, максимально приближенные к типовым сюжетам из реальной жизни: «Мишка заболел», «Кукла хочет спать» и т.д. создают доброжелательное отношение с окружающими и сверстниками. Учат новым способам взаимодействия друг с другом. Развиваются такие параметры игровой деятельности, как владение игровыми навыками, действий воображаемой ситуации, самостоятельности выбора предмета заменителя. Релаксационные игры, которые помогают детям справиться с напряженной и стрессовой ситуацией в период привыкания: дыхательные гимнастики, способствуют мышечному и эмоциональному расслаблению. Например: «Мыльные пузыри» — дети с удовольствием пускают мыльные пузыри пытаются дотронуться до них и испытывают только положительные эмоции. Игры с крупной и мелкой мозаикой, нанизывание шариков на шнур, соединение деталей конструктора, с матрешками, с прищепками и др. монотонные движения руками и сжимание кистей рук, затормаживают отрицательные эмоции, развивают и способствуют творческому процессу. Успокаивающее и расслабляющее действие вызывает арт-терапия, такая как пальцевая живопись – нетрадиционное рисование создает атмосферу непринужденности эмоционально-положительного отношения к действительности. Увлекательный процесс, который помогает забыть на какое то, время о своих переживаниях. Музыкальные занятия и физкультурные: звукоподражание, подпевание, слушание музыки, музицирование, развитие движений – отличное средство психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Игровые методы взаимодействия с ребенком: игры-забавы, пальчиковый театр, мягкое пособие – вязанные игрушки, мультфильмы – создают такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся, о лучшее лекарство от стресса – смех.

Родители написали отзывы: Как они готовились к адаптации? Как прошла адаптация, какие трудности, переживания они испытывали? Или наоборот, всё прошло замечательно.

Мама, Ульяны Гамм пишет: мы читали книги про детский сад, что мама или папа придут и заберут свою доченьку! Уля оставалась без меня в группе со второго дня пребывания в детском садике, было конечно тяжело её оставлять, но если бы я оставалась было бы ещё тяжелее нам обеим! Привыкали долго, около месяца, ходили до 11:30 потом всё пошло, как по маслу!!!

Мама, Красникова Ярослава: Мы сначала приучали Ярослава кушать ложкой, к горшку, гуляли чаще на детских площадках, чтобы ребенок общался с другими детками. Адаптация проходила 2 месяца. Сначала было тяжело. Мы полностью слушали воспитателя. Сначала оставались на два часа, постепенно на обед перешли, потом попробовали на сон оставить, потом на ужин и только потом на весь день. Сейчас ребенок ходит в садик с удовольствием. Однозначно нужно прислушаться к мнению воспитателей, они подскажут, у них есть опыт, образование и они знают подход к каждому ребенку.

Мама, Юлии Суминой: я разговаривала, подбадривала, что в детском саду будет ей интересно, новые знакомства, игрушки, детки. Адаптация у нас долго проходила, да и сейчас ни всегда она приходит в группу с охотой. По началу было тяжело оставлять её понимая, что она будет плакать. А сейчас зная, что воспитатели займут её делом, нет ни каких тревог.

Мама, Минеевых Саши и Артема: мы объясняли деткам, что в саду хорошо много деток, много интересного и это такая же самая работа, как у папы. Сразу было все хорошо! Они оставались без слёз, а через неделю уже поняли, что мама уходит и начали плакать. Моим детям чуть проще, потому что их двое! Сейчас ходят в сад с удовольствием, но иногда с утра немного недовольны, просто нужно рано вставать!

Мама, Дунай Назара пишет: Назар в садик пошёл первым из деток, за ранее разговаривали с ребенком о садике, он видел, как детки гуляют на улице и тоже хотел к ним. Первые дня ходили по два часа с мамой, а с третьего дня Назар оставался в садике уже на обед один. Ему очень понравилось в садике и до сих пор с удовольствием ходит! Со второй недели начали оставаться на тихий час! Воспитателям спасибо большое, они знают, как правильно ребёнка приучить к детскому саду.

Мама, Веры Реймхен: адаптация в саду проходила, конечно тяжело, но с первых дней я не оставалась с ребёнком, так как она должна была сама пройти, через это можно сказать (испытание). Спустя только месяц мы оставались на первый сон. А спустя два до вечера. Детки разные конечно, кто –то быстрее привыкает, кому- то нужно больше времени. Мы ходим уже пол года, и то утрами у нас слезы, но это нормально, как только я ухожу она сразу успокаивается. И ещё я поняла, одну вещь: «оставляя ребенка в саду мы родители должны уходить и не думать, ой, как ей или ему там без меня и плохо и т.д.» Дети все чувствуют…у нас замечательные воспитатели и им нужно доверять. Только тогда, нашим деткам будет комфортно и нам тоже.

Мама, Софьи Макаренко: Мы еще проходим период привыкания к саду, Соня стала оставаться без меня со второго дня, на 2 часа, сейчас уже на обед. Пока тяжеловато, остаётся со слезами, но не всегда. Я объясняю ей каждый день, как в саду интересно, много игрушек новых, деток много, нужно играть и всегда знать, что мама скоро заберёт. До садика, мы с ней ходили забирать братика, она понимала, что ему там хорошо и весело, и даже просила, там её оставлять, но когда пришло время идти самой, её мнение немного поменялось, она поняла, что мама не рядом, ноя надеюсь, что мы очень скоро привыкнем и всё будет хорошо. Сначала я переживала, но сейчас стала спокойней, потому что доверяю воспитателям, уверенна, что они обязательно помогут во всём.

Мама, Элины Ходаковской: Мы рассказывали про садик, читали книги, смотрели картинки, как дети все вместе играют. Адаптация ещё не прошла полностью, иногда со слезами собирались утром. Сейчас включаем песенки с танцевальных занятий, она дома танцует и говорит, что хочет поскорей в садик.

Мама, Арсения Маковкина: Арсений с первого дня остался один в детском саду на пару часов, со второго дня на дневной сон. Адаптация проходила с некоторыми сложностями в виде истерик дома перед садом, по дороге в сад, при переодевании в группу. Но стоило мне закрыть за собой двери, он сразу успокаивался под чётким бдительным вниманием воспитателей. Нам очень повезло с персоналом, спасибо за вашу работу. Сейчас никаких проблем с Арсением, касаемо детского сада нет, за исключением того, что он не хочет по вечерам уходить…

Мама, Полины Царегородцевой пишет: в нашей адаптации у меня была тревога, т.к. первая дочь пошла поздно и тяжело, но и одновременно я чувствовала, что чем раньше она пойдёт, тем будет легче! Первые дни мы были вместе, и я показывала, как интересно в группе с новыми друзьями, добрыми воспитателями. Потом оставалась одна, были конечно слезы и страх без мамы. Так мы отходили месяц, а после летних каникул, стало намного проще, плакала первые 2-3 дня, и сейчас ходит спокойно! В группе стало много интересных занятий, игр, что очень завлекает ребёнка, приятная атмосфера в группе и я чувствую, что ребёнку там спокойно и комфортно! Она легко идёт на контакт с воспитателями! Значит у неё есть доверие и от этого мне спокойно…