«Общие направления работы по развитию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

В современных исследованиях отмечается, что несформированность всех компонентов речи у детей с общим недоразвитием речи ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует усвоению знаний. Наличие у этих детей отклонений в развитии психических процессов создает дополнительные трудности в овладении знаниями в целом.
Пространственные категории относятся к важнейшим понятийным категориям, которые отражаются в речи ребенка и осваиваются им в старшем дошкольном возрасте. Исследование способов передачи пространственных отношений позволяет отразить реальное функционирование языка его использование в коммуникативной деятельности, где локальность выступает как универсальный организующий центр речи, поскольку в любом высказывании фиксируется пространственная сущность мира с помощью языковых элементов выражения этого значения: пространственных предлогов, наречий, прилагательных, существительных, некоторых синтаксических конструкций и т.д.
В связи, с чем остается актуальной разработка эффективных методик коррекционной работы по преодолению этих нарушений у детей с ОНР в старшем дошкольном возрасте.
Комплексный подход в работе по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОНР:
1) способствует формированию ориентации в схеме собственного тела и вербализации пространственных отношений;
2) способствует формированию сенсорных эталонов;
3) формирует умение ориентироваться на листе бумаги, плоскости, окружающем пространстве;
4) позволяет обогатить и активизировать словарный запас;
5) сформирует определенные грамматические категории языка, способствует развитию связной речи;
6) позволит преодолеть стойкие аграмматизмы в речи;
7) разовьет общую и мелкую моторику;
8) позволит оптимизировать развитие артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса;
9) совершенствует темпо-ритмическую, ритмико-мелодическую сторону речи;
10) создаст основу для успешного овладения учебной деятельностью: счетом, чтением, письмом, уменьшит вероятность нарушений чтения и письма;
11) создаст оптимальные внешне-средовые условия в детском саду и дома;
12) позволит преодолеть нарушение развития оптико-пространственного гнозиса;
13) повысит уровень актуального интеллектуального развития ребенка;
14) повысит уровень социальной адаптации ребенка;
15) сформирует познавательную активность, кругозор;
16) повлияет на формирование сознания, нравственно-патриотических качеств личности;
17) повысит культуру родителей, привлечет к активному сотрудничеству
При развитии пространственных отношений главной задачей будет — формирование у ребенка пространственных представлений, восприятия и прочих речевых обозначений пространственных отношений. В процессе работы необходимо учитывать онтогенез становления пространственных функций. Упражнения и задания должны даваться в следующей последовательности: уточнение и развитие “схемы тела”, (верх, вниз, вперед, назад, справа, слева); восприятие реального пространства (по отношению к собеседнику; временное расположение предметов в пространстве, на плоскости. Пространственные ориентировки включают в два вида ориентировки, тесно взаимосвязанные между собой — ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве.
Развитие представлений о ”схеме тела”. На этом пути важно определить ведущую руку. От того какая рука главная, будет зависеть постановка схемы коррекционного воздействия, кроме этого необходимо учитывать словарный запас ребёнка и расширять его по мере необходимости. Ориентировка детей в окружающем пространстве, развивается также в определенной последовательности. Сначала, это положение предметов по вертикальной оси (верх-низ), затем вперёд и назад, затем отношение объектов (справа или слева). Ребенок определяет его (положение) в том случае, если предметы расположены сбоку, т.е. ближе к той или иной руке. При этом в начале работы все действия сопровождаются движениями рук и глаз. Затем, по мере закрепления понятия, оформляются речевые обозначения. Основными направлениями работы является формирование пространственного восприятий, пространственных представлений и ориентации. Развитие пространственных представлений играет большую роль в процессе социальной адаптации ребенка, а также создает основу для успешного овладения учебной деятельностью: счетом, чтением, письмом .
В работе по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР используются:
1) методы, вызывающие эмоциональную активность (игровые воображаемые ситуации, игры-драматизации, театрализация, сюрпризные моменты, элементы новизны, юмор и шутка);
2) дидактические игры (настольно-печатные игры, игры, направленные на развитие сенсорного развития, сюжетно-ролевые игры; лексико-грамматические игры и упражнения);
3) методы и приёмы, активизирующие воображение и повышающие творческую активность (эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности, исследование, проблемные ситуации и задачи, вопросы, задаваемые детьми.);
4) методы, повышающие познавательную активность (сравнение, моделирование)
5) логоритмика;
6) образец правильного выполнения задания, который дает педагог;
7) объяснение демонстрируемых постановок, передвижений;
8) активные приемы, как (сопряженная) речь ребенка и логопеда, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи- образца);
9) оценка ответа или действия и исправление;
10) отчет о выполненном действии, поручения;
11) специфичный прием – образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых грамматических конструкций служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала;
12) поисковый;
13) наглядные приемы: показ, демонстрация, составление схем, планов.
В работе формированию пространственных представлений важно использовать такие формы организации помощи ребенку, которые позволят более эффективно компенсировать нарушение в его развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения; подготовить детей к последующему обучению в школе, т.е. сформировать у детей необходимые для обучения в школе знания, умения и навыки. Поэтому все содержание познавательного материала, который предстоит усвоить ребенку должны были представлены в виде системы переходящих друг в друга игр и игровых заданий при комплексном подходе в непрерывной системе коррекции ОНР.
Система работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи исходит из того, что в дошкольном детстве преобладают наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Такая система работы дает возможность:

  • обеспечить разносторонний максимально возможный уровень речевого, умственного, физического, нравственного развития детей за счет создания адекватных для них педагогических условий и комплексного подхода к процессу образования;
  • преодолеть речевые нарушения у дошкольников;
  • сформировать отдельные структурные компоненты развития речи; повысить речевую мотивацию;
    -подготовить детей с общим недоразвитием речи к обучению в школе;
    -обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы;
  • дать ребенку представления об окружающем мире; анализ и синтез которых организуют впечатления в систему знаний;
    -повысить уровень актуального интеллектуального развития ребенка.

2 комментария для “«Общие направления работы по развитию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *