В современных исследованиях отмечается, что несформированность всех компонентов речи у детей с общим недоразвитием речи ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует усвоению знаний. Наличие у этих детей отклонений в развитии психических процессов создает дополнительные трудности в овладении знаниями в целом.
Пространственные категории относятся к важнейшим понятийным категориям, которые отражаются в речи ребенка и осваиваются им в старшем дошкольном возрасте. Исследование способов передачи пространственных отношений позволяет отразить реальное функционирование языка его использование в коммуникативной деятельности, где локальность выступает как универсальный организующий центр речи, поскольку в любом высказывании фиксируется пространственная сущность мира с помощью языковых элементов выражения этого значения: пространственных предлогов, наречий, прилагательных, существительных, некоторых синтаксических конструкций и т.д.
В связи, с чем остается актуальной разработка эффективных методик коррекционной работы по преодолению этих нарушений у детей с ОНР в старшем дошкольном возрасте.
Комплексный подход в работе по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОНР:
1) способствует формированию ориентации в схеме собственного тела и вербализации пространственных отношений;
2) способствует формированию сенсорных эталонов;
3) формирует умение ориентироваться на листе бумаги, плоскости, окружающем пространстве;
4) позволяет обогатить и активизировать словарный запас;
5) сформирует определенные грамматические категории языка, способствует развитию связной речи;
6) позволит преодолеть стойкие аграмматизмы в речи;
7) разовьет общую и мелкую моторику;
8) позволит оптимизировать развитие артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса;
9) совершенствует темпо-ритмическую, ритмико-мелодическую сторону речи;
10) создаст основу для успешного овладения учебной деятельностью: счетом, чтением, письмом, уменьшит вероятность нарушений чтения и письма;
11) создаст оптимальные внешне-средовые условия в детском саду и дома;
12) позволит преодолеть нарушение развития оптико-пространственного гнозиса;
13) повысит уровень актуального интеллектуального развития ребенка;
14) повысит уровень социальной адаптации ребенка;
15) сформирует познавательную активность, кругозор;
16) повлияет на формирование сознания, нравственно-патриотических качеств личности;
17) повысит культуру родителей, привлечет к активному сотрудничеству
При развитии пространственных отношений главной задачей будет — формирование у ребенка пространственных представлений, восприятия и прочих речевых обозначений пространственных отношений. В процессе работы необходимо учитывать онтогенез становления пространственных функций. Упражнения и задания должны даваться в следующей последовательности: уточнение и развитие “схемы тела”, (верх, вниз, вперед, назад, справа, слева); восприятие реального пространства (по отношению к собеседнику; временное расположение предметов в пространстве, на плоскости. Пространственные ориентировки включают в два вида ориентировки, тесно взаимосвязанные между собой — ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве.
Развитие представлений о ”схеме тела”. На этом пути важно определить ведущую руку. От того какая рука главная, будет зависеть постановка схемы коррекционного воздействия, кроме этого необходимо учитывать словарный запас ребёнка и расширять его по мере необходимости. Ориентировка детей в окружающем пространстве, развивается также в определенной последовательности. Сначала, это положение предметов по вертикальной оси (верх-низ), затем вперёд и назад, затем отношение объектов (справа или слева). Ребенок определяет его (положение) в том случае, если предметы расположены сбоку, т.е. ближе к той или иной руке. При этом в начале работы все действия сопровождаются движениями рук и глаз. Затем, по мере закрепления понятия, оформляются речевые обозначения. Основными направлениями работы является формирование пространственного восприятий, пространственных представлений и ориентации. Развитие пространственных представлений играет большую роль в процессе социальной адаптации ребенка, а также создает основу для успешного овладения учебной деятельностью: счетом, чтением, письмом .
В работе по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР используются:
1) методы, вызывающие эмоциональную активность (игровые воображаемые ситуации, игры-драматизации, театрализация, сюрпризные моменты, элементы новизны, юмор и шутка);
2) дидактические игры (настольно-печатные игры, игры, направленные на развитие сенсорного развития, сюжетно-ролевые игры; лексико-грамматические игры и упражнения);
3) методы и приёмы, активизирующие воображение и повышающие творческую активность (эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности, исследование, проблемные ситуации и задачи, вопросы, задаваемые детьми.);
4) методы, повышающие познавательную активность (сравнение, моделирование)
5) логоритмика;
6) образец правильного выполнения задания, который дает педагог;
7) объяснение демонстрируемых постановок, передвижений;
8) активные приемы, как (сопряженная) речь ребенка и логопеда, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи- образца);
9) оценка ответа или действия и исправление;
10) отчет о выполненном действии, поручения;
11) специфичный прием – образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых грамматических конструкций служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала;
12) поисковый;
13) наглядные приемы: показ, демонстрация, составление схем, планов.
В работе формированию пространственных представлений важно использовать такие формы организации помощи ребенку, которые позволят более эффективно компенсировать нарушение в его развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения; подготовить детей к последующему обучению в школе, т.е. сформировать у детей необходимые для обучения в школе знания, умения и навыки. Поэтому все содержание познавательного материала, который предстоит усвоить ребенку должны были представлены в виде системы переходящих друг в друга игр и игровых заданий при комплексном подходе в непрерывной системе коррекции ОНР.
Система работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи исходит из того, что в дошкольном детстве преобладают наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Такая система работы дает возможность:
- обеспечить разносторонний максимально возможный уровень речевого, умственного, физического, нравственного развития детей за счет создания адекватных для них педагогических условий и комплексного подхода к процессу образования;
- преодолеть речевые нарушения у дошкольников;
- сформировать отдельные структурные компоненты развития речи; повысить речевую мотивацию;
-подготовить детей с общим недоразвитием речи к обучению в школе;
-обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы; - дать ребенку представления об окружающем мире; анализ и синтез которых организуют впечатления в систему знаний;
-повысить уровень актуального интеллектуального развития ребенка.
Nexplanon is a single hormone birth control treatment that does not contain estrogen cialis online without prescription
rifampin will decrease the level or effect of stiripentol by affecting hepatic enzyme CYP2C19 metabolism priligy premature ejaculation pills