В статье рассматривается проблема формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с применением STEM технологий. Раскрывается значение STEM технологий в развитии пространственных представлений у детей дошкольного возраста.Описаны варианты применения игрового набора для конструирования и программирования «Мышиный код. Делюкс» с целью развития пространственных представлений и речи у детей с ОНР.
Ключевые слова: пространственные представления, общее недоразвитие речи, STEM технологии.
Быстро меняющаяся информационная среда, новые технические открытия требуют переосмыслением научно-практических подходов к образованию детей с особыми потребностями и поиска наиболее эффективных технологий и методов коррекционно-развивающей помощи. В ответ на вызовы современности в нашей стране в различных областях образования все большую популярность приобретают STEM технологии, первоочередная задача которых заключается в активизации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, развитии интереса к изобретательству и техническому творчеству [3].
Опыт педагогической практики и организации коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями показывает, что особенности речевого развития у многих детей с ОНР связаны с проблемами развития пространственного восприятия и формирования пространственных представлений. В целом, в ряде исследований(Э.Дж. Айрес, М.М. Безруких, М.А. Еливановаой, H.H.Каданковой и др.) указывается на то, что овладение пространственными представлениями является важным фактором, определяющим возможности полноценного формирования познавательной и речевой деятельности.
В этой связи была организована специальная работа по развитию пространственных представлений. Задачи, связанные с развитием соматогнозиса, как базы пространственных представлений, ориентировки в пространстве от себя, дети осваивали в процессе разнообразных игр и упражнений, благодаря которым достаточно успешно осваивали различные речевые конструкции, отражающие категории пространства.
Наиболее сложным, в развитии пространственных представлений для детей с ОНР,оказалась ориентировка от другого объекта в качестве исходной точки, а также освоение связанных с данными представлениями речевых конструкций, так как это требует не только понимания пространственных понятий, но еще и умения решать пространственную задачу мысленно принимая в качестве нулевой точки отчета восприятия пространственную позицию другого объекта.
Преодолеть данные трудности позволило применение игрового набора для конструирования и программирования «Мышиный код. Делюкс». Его использование является одним из вариантов внедрения STEM технологий в образовательную работу с дошкольниками.
Конструирование и программирование представляют детям уникальные возможности для развития[2]. Необходимо отметить, что конструирование рассматривается как один из видов специфической детской деятельности, способствующий развитию познавательной активности и творческих способностей, и включено в содержание образовательной программы.
Данное игровое пособие содержит набор из 30 двусторонних карточек для программирования, представляющий собой символы пространственных направлений;набор деталей для постройки тропинки-лабиринта;программируемая мышка-робот, передвигающаяся в соответствии с заданной программой и издающая звуковые и световые сигналы; 1 кусочек сыра, который маркирует конец правильно выстроенного алгоритма действий мышки[1].
С учетом особенностей речевого развития детей, пособие намибыло дополнено карточками, с изображением различных предметов, действий в соответствии с изучаемыми лексическими темами. Карточки крепились как на плоских, так и на вертикальных поверхностях, с целью усложнения речевой задачи, при описании ребенком запланированного маршрута следования мышки. Игровой набор позволяет придумать большое количество авторских игр и упражнений с использованием авторского материала. Примером такого задания является и игра «Найди клад» на развитие слуховой памяти и формирование связного высказывания, с использованием пространственных понятий и предлогов. Рассмотрим организацию такой игры на примере темы «Цветы». Игровые блоки собираются в поле 4х4 детали, дополненное арками. На каждый блок или арку закрепляется изображение цветка. Один из детей загадывает любое растение, выбирая карточку в соответствии со значком на игровом поле. Затем педагог, ориентируясь назакрепленные на дорожках картинки, дает задание-диктант «Поставь мышку на ромашку, пройди под желтой розой, на колокольчике поверни налево, продвинься на 2 клеткивперед». Другой ребенок выкладывает карточки направлений, а затем программирует мышь в соответствии с ними. Если мышка находит правильный цветок и ребенок его называет, то он выигрывает данную карточку. Если нет, то ход переходит к следующему и задание-диктант повторяется еще раз. Усложнением является самостоятельное речевое посторенние детьми маршрута мышки. В данном случае игра организуется двумя командами, а педагог становится наблюдателем, распределяя порядок выполнения заданий в команде.
Занятия с игровым набором «Логомышь» позволяет осуществлять интеграцию образовательных областейи одновременно решать образовательные и коррекционные задачи:
- познавательное развитие (обогащаются представления ребенка об окружающем, развивается понимание причинно-следственных связей, способность удерживать в памяти цепочку событий, приводящих к правильному результату, ребенок осваивает устный счет, простые математические операции);
- речевое развитие (при обсуждении постройки будущего лабиринта, выбора маршрута следования игрушки-робота, дети планируют свои действия, что способствует развитию связной речи, обогащению активного словаря детей (в том числе и сложными для детей пространственными понятиями);
- физическое развитие (развивается глазомер,мелкая моторика);
- социально-коммуникативное (формируетсяумение работать в коллективе, умение выслушивать партнера по игре, договариваться, помогать друг другу).
Использование в работе с детьми данного пособия позволяет строить работу с детьми с учетом их индивидуальных возможностей, дифференцировать задания по степени сложности, давая возможность детям постепенно продвигаться и осваивать пространственные и речевые задачи с учетом зоны их ближайшего развития. Работа в группе является дополнительным мотивирующим фактором, стимулирующим активное освоение сложных для ребенка задач. Игра с мышкой-роботом позволяет дать детям обратную связь о восприятии пространства другим объектом, траекторию движения которого необходимо выстраивать поэтапно, исходя из особенностей заложенного при построении лабиринта маршрута.
В процессе работы с игровым пособием активно развивается пространственное мышление, дети учится целостному восприятию объекта, способности рассматривать пространство с различных точек зрения, активно стимулируется развитие умозрительного навыка: умение смотреть не только глазами, но и разумом, навык понимать пространственные взаимосвязи объектов, воспроизводить их в уме, свободно обозначать в речи пространственные направления и их последовательности, строить речевую инструкцию пространственного передвижения объекта и т. д.
Применение данного пособия значительно облегчает детям усвоение нового материала, так как дает возможность закрепления пройденного материала в нестандартной игровой форме. Включаясь в игровую деятельность, ребенок ставит пред собой игровую задачу найти способ доставить мышонка к кусочку сыра, преодолев препятствия, при этом сложные пространственные задачи становятся способом решения игровой задачи и воспринимаются ребенком с интересом, игровая мотивация стимулирует самостоятельность в поиске правильного решения и вызывает желание многократно повторять рутинные действия, которые важны для закрепления прочного навыка.
Список литературы:
- Логомышь. Программируемый робот URL: https:// http://robotmouse.ru/(дата обращения: 05.05.2020).
- Морозова, О.В. STEАM-технологии в дополнительном образовании детей / О.В. Морозова, Е.С.Духанина // Баландинские чтения. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/steam-tehnologii-v-dopolnitelnom-obrazovanii-detey (дата обращения: 09.07.2020).. «STEАM-технологии в дополнительном образовании детей» Баландинские чтения, vol. 14, no. 1, 2019, pp. 553-556. doi:10.24411/9999-001A-2019-10127
- Репин, А.О. Актуальность STEM-образования в России как приоритетного направления государственной политики /А.О. Репин // Научная Идея. — 2017. — №1. С. 76-82.