В статье рассматриваются продходы к формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Обозначены ключевые позиции организации коррекционной работы по развитию пространственных. Рассмотрено значение игры и двигательной активности в развитии пространственного восприятия у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: пространственные представления, общее недоразвитие речи, игровые приемы.
Современные исследования развития детей с общим недоразвитием речи (Е.Н. Ахальцева, О. В. Бурачевская, Г.И. Градова, Е.М. Мастюкова,
Т.А. Павлова) показывают высокую полиморфность группы детей с ОНР, теоретически и экспериментально доказывают, что специфика особенностей развития речевой сферы у детей с ОНР, взаимосвязана и взаимообусловлена спецификой формирования познавательной сферы, включающей и пространственные представления. Кроме того, многие исследователи
(Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, A.A. Люблинская, А.Р. Лурия, Т.А. Мусейибова, Л.С. Цветкова и др.) утверждают, что степень включения в речь категорий пространства отражает уровень речевого развития ребенка.
Опыт работы с детьми и анализ диагностического исследования развития пространственных представлений воспитанников с ОНР, позволили выявить характерные особенности их пространственного восприятия, проявляющиеся в неспособности свободно пользоваться в речи словесными обозначениями пространственных характеристик, недоразвитием пространственных и квазипространственных представлений, обнаруживающиеся в снижении умения ориентироваться в схеме собственного тела, в сложностях ориентации право-левосторонней ассиметрии пространства, понимания предлогов с пространственным значением, в трудностях установления пространственных отношений, а также в затруднениях понимания расположения геометрических фигур на листе бумаги.
Полученные данные подтвердили необходимость включения работы про развитию пространственных представлений у дошкольников с ОНР в комплекс мероприятий логопедической помощи.
Работа по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста, была выстроена с опорой на онтогениетический подход к развитию пространственного восприятия, предложенный и обоснованный Т.А. Мусейибовой, который включает следующие направления:
- ориентировку «на себе» (соматогнозис);
- ориентировку «на внешних объектах» (знакомство с различными сторонами предметов: тыльной, боковых, передней, нижней, верхней);
- освоение и применение словесной системы отсчета по основным направлениям пространства («вперед – назад», «вверх – вниз», «направо –налево»);
- ориентировка «от себя» (исходной точкой отсчета является сам субъект);
- определение своего расположения в пространстве («точки стояния») относительно других объектов (исходной точкой отсчета является каком-либо предмет);
- установление положения предметов в пространстве относительно друг друга;
- установление положения расположения объектов в двухмерном пространстве относительно друг друга и по отношению к плоскости [3].
Работа по коррекции нарушений ориентировки в пространстве необходимо организовывать на основе принципа замещающего онтогенеза предложенного А.В. Семенович учитывающего: - актуальный уровень двигательного, когнитивного, аффективного и эмоционально-личностного развития ребенка;
- общие закономерности нормативного развития, в том числе законы и этапы развития двигательных актов и овладения пространственными представлениями, закономерности аффективного развития;
- последовательность и специфику прохождения ребенком этапов и сроков психомоторного, речевого и эмоционального развития;
- определяющую роль формирования базовых предпосылок психического развития как операционально-технологических элементов становления когнитивной и эмоционально-личностной сферы.
- ведущий вид деятельности, характерного психологическому возрасту ребенка [4].
Анализ методических подходов к развитию пространственных представлений у дошкольников с нарушением речевого развития, позволил выявить и включить в работу наиболее эффективные формы и методы коррекционно-развивающей деятельности.
Одним из наиболее эффективных средств формирования пространственных представлений является игра. Игра, как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста позволяет им увлекательно и легко осваивать достаточно сложные, в силу их абстрактности, пространственные представления. Использование в работе с детьми с ОНР игры в большей степени способствует развитие пространственных представлений на экспрессивном уровне.
В ходе игры дети придают игровую функцию вещам, включаемых в процесс игры и одновременно познают их отношения, объективные свойства. Развитие игровой деятельности способствует совершенствованию понимания пространственных отношений предметов и их признаков (величины, формы, пропорций), а также поднимает на более высокий уровень зрительно – моторную координацию в пространстве [1].
В работу с детьми были включены следующие группы игр, направленные на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста, включающие игры на ориентировку:
– «на себе», на другом объекте;
– «от себя», от других объектов;
– в основных направлениях пространства и их дифференцировку в процессе активного передвижения;
– при передвижении с закрытыми глазами;
– в расположения предметов относительно друг друга (без участия ориентирующегося);
– в двухмерном пространстве (на плоскости), например на листе бумаги.
Ориентируясь на рекомендации А.В. Семенович, о том, что при формировании пространственных представлений «предпочтение следует отдавать двигательным методам» значительное место в организуемой работе было отведено подвижным играм [4].
В ходе различных подвижных игр, таких как таких как «Классики», «Прятки», «Казаки-разбойники», «Школа мяча» и др. дети получают возможность тренировать навыки, которые практически не формируются в статическом положении, а именно способность самостоятельно выбирать правильное направление движения или направление перемещения в пространстве в соответствии с изменившимися условиями или вариантами усложнения маршрута, получать в результате движения разнообразный опыт и впечатления. Передвигаясь в пространстве, ребенок осознает отношение между предметами, свое собственное положение по отношению к окружающим предметам [1].
Обучение детей ориентировке в пространстве включало работу как в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве в рамках организации «тщательно подобранных, постепенно усложняющихся упражнений, заданий-поручений, заданий-игр с различными предметами и без них»
Наиболее популярными у детей видами деятельности, включенными в программу по развитию пространственного восприятии у детей с ОНР стали пространственные квесты, в которых дети искали клады, ориентируясь по карте и по словесной инструкции, работа освоению навыка завязывания и развязыванию морских узлов в рамках сюжетной ролевой игры «Морские приключения», занятия оригами, пространственные головоломки, кубики Кооса. Дети с интересом выполняли аппликации из бумаги, работали с конструктором, паззлами, мозаикой.
Бесспорными фаворитом у детей в работе по развитию пространственных представлений, стала игра с набором для конструирования и программирования «Мышиный код. Делюкс». Игра с мышкой-роботом позволила дать детям обратную связь о восприятии пространства другим объектом, траекторию движения которого они поэтапно программировали, исходя из особенностей лабиринта маршрута, заложенных при его построении [2].
Работа с данным игровым пособием активно развивает пространственное мышление, учит целостному восприятию объекта, способности рассматривать пространство с различных точек зрения, активно стимулирует развитие умозрительного навыка: умение смотреть не только глазами, но и разумом, навык понимания пространственных взаимосвязей объектов, способность свободно обозначать в речи пространственные направления и их последовательности, строить речевую инструкцию пространственного передвижения объекта и т. д.
Наглядно схематические модели направлений пространства, используемые в игре с мышкой-роботом, помогают детям абстрактные пространственные понятия освоить через действия с предметами соответствующие схемы и закрепить в речи пространственные категории, и таким образом преодолеть наиболее сложный этап в освоении пространственных категорий для детей с речевыми нарушениями.
Опыт работы по развитию пространственных представлений у дошкольников с ОНР доказал позитивное влияние данного направления работы на развитие речи в целом. Кроме того, было выявлено, что большое значение при организации работы с детьми по развитию пространственного восприятия, имеет создание условий для двигательной активности и постижения ребенком пространства в процессе перемещения в нем, и особенно в активной игровой деятельности. Работу по формированию пространственных представлений у детей с ОНР необходимо осуществлять исходя из особенностей развития ориентировки в пространстве в онтогенезе, начиная с работы над уровнем, предшествующему несформированному. Важным аспектом формирования пространственных представлений у детей с ОНР имеет специально организованная работа по закреплению в экспрессивной речи пространственной терминологии.
Список литературы:
- Костикова, Д.А. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста в игре / Д.А.Костикова // Известия ВГПУ. 2019.- №7 -С. 97-102.
- Логомышь. Программируемый робот URL: https:// http://robotmouse.ru/(дата обращения: 05.05.2020).
- Мусейибова, Т.А. Генезис отражения пространства и пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста /Т.А. Мусейибова // Дошкольное воспитание.- 1980.-№ 3.- С. 36-40.
- Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. / А.В. Семенович — М.: Академия, 200к2. — 232 с