Понятие сенсорной интеграции было введено Э. Джин Айрес, впервые эта теория была изложена в книге «Сенсорная интеграция и ребенок». Сенсорная интеграция – это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и перцепцию, формирует эмоции и мысли (Э. Джин Айрес, 1972). Иначе говоря, это способность человеческого мозга воспринимать информацию от всех органов чувств; вычленять наиболее значимую информацию; анализировать эту информацию; вырабатывать ответную реакцию (Trott, 1993). Информацию об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств, воспринимающих различные ощущения.Для успешного развития ребенка важна его способность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает извне. Эти ощущения можно разделить на визуальные (зрение), звуковые (слух), обонятельные (обоняние),вкусовые (вкус), тактильные (осязание), вестибулярные (среднее ухо) и земное притяжение (гравитация). Все стимулы, исходящие от органов чувств интегрируются нервной системой для совершения движений, обучения и нормального поведения.Процесс сенсорной интеграции проходит на подсознательном уровне, о нем не задумываются, как о дыхании или ходьбе.Сенсорная интеграция наделяет значением испытываемые нами ощущения,позволяет выделить главную информацию, например, слышать взрослого и концентрироваться на его словах, при наличии какого-либо фонового шума.
Признаки нарушения сенсорной интеграции в поведении ребенка.
Проявления вестибулярной дезинтеграции:
Ребенок постоянно хочет играть в подвижные игры с бегом,раскачиваниями, не устает дольше других;
Не ловок в спортивных играх;
Плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе половины тела (резание бумаги ножницами, езда на велосипеде, завязывание шнурков);
Избегает пересекать среднюю линию тела;
Проявления гравитационная дезинтеграции:
Становиться тревожным, будучи оторван от земли;
Боится упасть и высоты;
Пугается подъема по наклонной поверхности;
Избегает игр, угрожающих равновесию (пятнашки, футбол);
Избегает наклонять голову вниз, в сторону, переворачиваться, лежа на полу;
Проявления тактильной дезинтеграции:
Ребенок избегает чужих прикосновений;
Не любить мыть лицо, голову;
Не любит погружать пальцы в песок, крайне тяжело и негативно реагирует
Крайне негативно переносит загрязнения рук;
Негативно реагирует на одевание, определенные виды одежды;
Не любит ходить босиком;
Особенно придирчив к текстуре и температуре пищи;
Тревожиться, если к нему подходят сзади;
Проявления зрительной дезинтеграции:
Не может раскрашивать замкнутые области, не выходя за край;
С трудом собирает мозаику;
Не любит незнакомые места, боится потеряться;
Долго возиться с пуговицами;
Не может ровно резать по линии, заниматься поделками;
Не видит сходства или различия в узорах или рисунках;
Проявления слуховой дезинтеграции:
Не всегда отвечает на вопросы;
Неверно понимает обращенные слова;
Затрудняется повторить;
Не может указать направление, откуда идет звук;
Не может смотреть и слушать одновременно;
Монотонно и громко разговаривает;
Высокая чувствительность к шуму;
Выглядит обеспокоенным,разговаривают, шумят, смеются;
Если у ребенка выявляются признаки нарушений сенсорной интеграции, то целесообразно ввести упражнения, основанные на методах сенсорно-интегративной коррекции. В нашем саду созданы условия для устранения нарушений у детей признаков сенсорной дезинтеграции.